ЛАЗ-695 музея МосГорТранса. Фото из архива музея.
Коллектив контрукторов Львовского автобусного завода (ЛАЗ) под руководством В.В.Осепчугова в 1956 г. построил опытные образцы автобуса ЛАЗ-695 с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124, двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Они были взяты от автобуса ЗиЛ-158. Кузов ЛАЗ-695 имел совершенно иную конструкцию. Все нагрузки воспринимались силовым основанием, которое представляло из себя пространственную ферму из труб прямоугольного сечения. С основанием жестко связан каркас кузова. Наружная облицовка боковин кузова - из дюралевого листа.
Из-за ограниченности во времени за основу взяли конструкцию западногерманского автобуса "Магирус", сохранив для ЛАЗ-695 и общность конструкции по внешнему виду.
Интересным новшеством являлась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес автобуса, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Дополнительно корректирующие пружины обеспечивали в целом подвеске нелинейную характеристику - ее жесткость с увеличением нагрузки росла, в результате независимо от от нагрузки создавались комфортабельные условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию машинам ЛАЗ. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения , туристских и междугородних поездок . Поэтому сразу же были заложены в унифицированный ряд еще 2 модели: туристскую ЛАЗ-697 и междугороднюю ЛАЗ-699.
Несмотря на определенные минусы, ЛАЗ-695 выделялся среди других отечественных автобусов. Тонкие оконные стойки кузова со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид. Большие радиусыскруглений на гранях и углах кузова создавали зрительный эффект обтекаемой машины.
Если сравнить ЛАЗ-695 с массовым городским автобусом того времени ЗиС-155, то первый вмещал на 4 пассажира больше, был на 1040 мм длиннее, но на 90 кг легче и развивал такую же наибольшую скорость - 65 км/час.
Автобус ЛАЗ-695. Фото из архива В.Р.Карганова.
С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен
пневмопривод открывания
дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только
для туристской модификации. Более
того, с 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный
на заднюю часть крыши широкий
раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно
меньше пыли. Такой машине дали
индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г.
Как только ЗиЛ начал производство V образного восьмицилиндрового двигателя,
однодискового сцепления и
новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации
ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под
индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г.
ЛАЗ-695Е музея МосГорТранс. Фото из архива музея.
ЛАЗ, совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал
разработку гидромеханической
трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появились (
гидротрансформатов и двуступенчатая
коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж. Они выпускались отдельными
партиями до 1970 г.
Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать
базовую модель,
которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину
более высоких оконных стекол
с соответсвующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус
имел гидроусилитель руля, задний
мост "Раба"(ВНР) c планетарными редукторами в ступицах колес, новые
воздухозаборники позади заднего
окна. Машина стала на 100 мм короче, а ее снаряженная масса больше.
В дальнейшем, получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более
высокими лобовыми стеклами
машина стала называться ЛАЗ 695Н.
Туристский автобус ЛАЗ-697 "Турист" завод начал делать с 1960 г., унифицировав
его с моделью ЛАЗ-695Б. В
его салоне находилось 33 комфортабельных кресла, машина была радиофицирована,
оснащена двумя
противотуманными фарами. По двигателю ( ЗиЛ-158А) она оставалась аналогична
ЛАЗ-695Б. В правом борту
была одна односторчатая дверь, открываемая вручную.
ЛАЗ-697. Фото из архива А. Гонтарева.
Переход от ЛАЗ-695Б к ЛАЗ-695Е отразился и на туристской модификации
- c 1961 г. шла сборка ЛАЗ-697Е. С
двигателем ЗиЛ-130 он уже развивал на 7 км/час большую скорость. Емкость
багажных отсеков ( справа и слева
в бортах кузова) 3 м куб.
Все изменения, внедренные с 1969 г. на ЛАЗ-695М, перешли в 1970 г. и
на туристскую модификацию - так
появился ЛАЗ-697М.
Затем индекс изменился ЛАЗ-697Н.
Последней туристской модификацией стал ЛАЗ-697Р.
В 1964 г. завод начал мелкосерийный выпуск модели ЛАЗ-699А, в конструкции
которой воплотились многие
технические решения, опробованные на опытных машинах. В основе этой
модели унифицированный кузов
ЛАЗ-695-697, но удлиненный на одну секцию. По тех основе ЛАЗ-699А близок
к ЛАЗ-695Е.
В салоне - 41 комфортабельное сиденье, калорифер для отопления, радиоприемник.
По рядам сидений с
доступом через бортовые люки - багажные отсеки обьемом 4,5 м куб. Две
противотуманные фары и прожектор,
пневматический сигнал, гидроусилитель руля, пневматические тормоза
с раздельным приводом на передние и
залние колеса обеспечивали безопасную езду и ночью, в сложных погодных
и дорожных условиях. Кроме того,
автобус имел пневматическую подвеску переменной жесткости всех колес
( для передних независимую) с
телескопическими аммортизатрами.
Двигатель ЗиЛ-375-Я5, сблокированный с 5-ти ступенчатой коробкой передач
ЯМЗ. Задний мост с
планетарными редукторами в ступицах - от автомобиля МАЗ-500. ЛАЗ-699А
имел снаряженную массу 8300 кг
и мог развивать скорость до 96 км/час. Это был один из наиболее технически
интересных отечественных
автобусов периода 1956-70 гг. К сожалению его выпуск длился недолго
- до 1966 г.
Из Л. Шугурова.
ЛАЗ-699А из альбома "Отечественные Автомобили". C cайта SovAvto.
С 1973 года машина получила индекс ЛАЗ-699Н.
До настоящего года выпускается ЛАЗ-699Р.
Модель | Год выпуска | Двигатель | Мощ. | Скор. | К-во м. | Особенности |
ЛАЗ-695 | 1956-1958 | ЗиЛ-124 | 95 | |||
ЛАЗ 695Б | 1958-1964 | ЗиЛ158Л | 109 | |||
ЛАЗ 695Е | 1964-1970 | ЗиЛ130Я2 | 150 | 75 | 32(55) | |
ЛАЗ-695Ж | ЗиЛ130 | 150 | 32(55) | с гидромеханической коробкой передач | ||
ЛАЗ 695M | 1970-1976 | ЗиЛ130Я2 | 150 | 75 | 32(55) | планетарные редукторы в ступицах колес |
ЛАЗ 695H | 1973- | ЗиЛ130Я2 | 150 | 80 | 34(67) | |
ЛАЗ 695Т | ЯМЗ-236А | 195 | ||||
ЛАЗ 696 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 34(84) | Подвеска независимая, пневматическая. | |
ЛАЗ 697 | 1959-1963 | ЗиЛ158Л | 109 | 33 | ||
ЛАЗ 697Е | 1963-1970 | ЗиЛ130Я2 | 150 | 75 | ||
ЛАЗ 697М | 1970-1975 | ЗиЛ130Я2 | 150 | 85 | 33 | планетарные редукторы в ступицах колес |
ЛАЗ 697Н | 1973-1978 | ЗиЛ130Я2 | 150 | 100 | 33 | |
ЛАЗ 697Р | 1978- | ЗиЛ130Я2 | 150 | 85 | 33 | |
ЛАЗ 698 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 78 | гидроусилитель руля от МАЗ-500. Подвеска независимая, пневматическая. | |
ЛАЗ 699А | 1964-1966 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 41 | Подвеска независимая, пневматическая. Имеется моторный тормоз на выпускную систему. |
ЛАЗ 699Н | 1973-1978 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 41 | Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 699Р | 1978- | ЗиЛ375Я5 | 180 | 102 | 41 | Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 4202 | 1978-1982 | КамАЗ 7401-5 | 180 | 75 | 25(95) | |
Украина 67 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 36 | Подвеска независимая, пневматическая. | |
Украина 71 | ЗиЛ375 | 180 | 96 | 36 | Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ-696 из альбома "Отечественные Автомобили". C cайта SovAvto.
ЛАЗ-698. Фото из журнала За Рулем. 1967.
ЛАЗ-698. Фото из журнала За Рулем. 1968.
ЛАЗ-42021. Источник неизвестен.
ЛАЗ-Украина-67 из альбома "Отечественные Автомобили". C cайта SovAvto.
ЛАЗ-Украина-71 из альбома "Отечественные Автомобили". C cайта SovAvto.
1) Л. М.Шугуров. "Автомобили России и СССР" том 2. Москва. 1994.
2) "Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Изд 7. Москва "Транспорт"
1975.
3) "Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Изд 8. Москва "Транспорт"
1978.
4) "Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Изд 10. Москва "Транспорт"
1984.
5) М.А.Василенко. "Отечественные автомобили". Киев. "Технiка". 1976.
6) "Огонек" №12. 1957.
7) "За Рулем" №4. 1967.
8) "За Рулем" №4. 1968.